пятница, 13 мая 2011 г.

Писать нельзя выбросить

Как-то недавно в процессе рассмотрения вопросов экспертизы ценности и долговременной сохранности бумажных документов у меня возникла мысль: а насколько долговечны те записи, которые мы создаем ежедневно при помощи обычных шариковых ручек, которыми мы все активно пользуемся? Точнее, подобная мысль возникала периодически и ранее, но сейчас она вылилась в конкретные экспериментальные действия. Наверное, наскучила теория, захотелось практики. :)
За последние несколько лет у меня скопилась небольшая коллекция различных шариковых ручек (после всевозможных конференций, мероприятий и т.д.). Так сказать – накопился опытный материал для эксперимента. А цели эксперимента конкретно состояли в следующем:
1. определить, насколько окажутся устойчивы те записи, которые я сделаю этими ручками, к угасанию под воздействием прямого солнечного и рассеянного дневного света.
2. определить , насколько окажутся устойчивы те записи, которые я сделаю этими ручками, к размыванию водой.
Сразу оговорюсь: ни методы моего эксперимента, ни тем более его результаты абсолютно не претендуют на научность. Все делалось исключительно по наитию, исходя из житейского любопытства, в домашних условиях.
Итак. Для испытания были отобраны 8 ручек, в т.ч.:
  • 2 – с гелевыми стержнями; 
  • 3 ручки имели стержень с маркировкой «ISO 12757» (судя по всему это означает соответствие международному стандарту ISO 12757 «Авторучки шариковые и сменные стержни». К сожалению, пока что не удалось посмотреть указанный стандарт и выяснить, что он определяет: требования к конструкции шариковых ручек или же чернилам для их стержней. Для целей моего эксперимента это было не столь существенно, но при первой же возможности выясню);
  • 2 ручки имели стержень без какой-либо маркировки, так сказать – noname; 
  • 1 ручка имела стержень с маркировкой «SLB 00J», которая мне, собственно, тоже ничего не сказала, в т.ч. при помощи Google. 
Как видно, даже количество «подопытных» ручек не претендует на сколь бы то ни было значимую репрезентативность и свидетельствует о том, что мой эксперимент далек от объективности и научности (особенно учитывая разнообразие существующих в настоящее время пишущих средств от различных производителей). Однако при этом я все-таки постарался обеспечиться хоть какое-то разнообразие.

Первая часть эксперимента.
Каждой ручкой я написал на листе обычной белой бумаги по строчке текста (каждая строчка содержала описание соответствующей ручки, которой я это писал). После этого лист был помещен в прозрачный файл для защиты от пыли, и я положил его на подоконник греться на солнышке. :)
Пролежал этот лист на свету ровно 14 дней. В том числе в течение этих дней под прямыми солнечными лучами он пролежал суммарно примерно 16-18 часов (точно я не замерял), остальное время – под рассеянным дневным светом (солнце пряталось то за облаками, то за соседним домом).
По прошествии этих 14 дней я взял экспериментальный лист и теми же шариковыми ручками дописал под каждой строчкой «свежий» текст, чтобы сравнить степень угасания написанного ранее.
«Победителями» вышли три ручки: две с гелевыми стержнями и одна с обычным на вид стержнем noname (см. фото).

Написанный ими текст практически не выцвел (см. фото ниже, на которых изображены части исходного и «тестового» текста).



Так уж получилось, что первоначальный и «тестовый» текст разный, однако это не мешает увидеть практическую идентичность их цвета.
Остальные же ручки достаточно сильно огорчили. Цвет трех из них вообще превратился из фиолетового в светло-серый, в т.ч. очень сильно выгорел на солнце текст, написанный всеми тремя ручками с маркировкой на стержнях «ISO 12757» (см. фото).




Вторая часть эксперимента.
На этот раз я взял и тем же ручками на листах обычной белой бумаги написал строчку текста (часть известной панграммы «Съешь же ещё этих французских булок, да выпей чаю»).
Дав время высохнуть написанному в течение 14 часов, я взял каждый из листов с написанным текстом и поочередно поместил на 1 минуту (да-да, стоял и замерял с секундомером :)) под струю теплой проточной воды из-под крана. Температуру замерять было нечем; субъективно – около 25-28*С. Мощность потока воды, с которой она лилась на лист бумаги с написанным текстом я не рассчитывал (если кому интересно посчитать, то вот сведения для подсчета: поперечное сечение потока – около 0,5-0,7 см; при таком потоке литровая банка наполнилась ровно за 1 минуту (да-да, опять замерил секундомером :)). Формулу для расчета можно подсмотреть, например, вот здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/Расход_воды.
В дополнение к указанному выше, после того, как лист извлекался из-под потока воды, я с легким нажимом (чтобы не порвать мокрую бумагу) проводил пальцем по написанному тексту, проверяя, насколько действительно сильно впитались чернила в бумагу и успели высохнуть за прошедшее время.
В целом, все «подопытные» экземпляры выдержали размытие под струей воды. При механическом же воздействии текст, написанный гелевыми ручками, в отличие от других использованных ручек, немного размазывался, хоть и не существенно. То ли чернила не успели хорошо высохнуть за 14 часов (что маловероятно), то ли это особенность химического состава таких чернил.

Выводы.
Отмечу еще раз: все описанное выше – это не научный эксперимент и не попытка кому-либо что-то доказать. Это лишь попытка удовлетворить собственное любопытство, протестировав набор моих пишущих ручек. :)
Лично для себя в очередной раз сделал вывод: не все то золото, что блестит. Даже если ручка имеет красивый корпус, номинальное соответствие неизвестным вам стандартам, яркий насыщенный цвет чернил, удобна в использовании и т.д., это совсем не означает, что написанный с ее помощью текст долго сохранится в первоначальном виде.
Сложно сказать, к скольким месяцам или годам хранения в темноте можно приравнять эти 14 дней, проведенные экспериментальным листом под дневным светом и прямыми солнечными лучами (т.е. насколько выбранные мной условия хранения ускорили угасание написанного текста). Решайте сами.
Однако для себя я решил, что опробованный мной способ не так уж и плох, чтобы в домашних условиях проверить, насколько долговечными окажутся записи, сделанные попавшей в мои руки очередной шариковой ручкой. :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий